Во исполнение п.5.1 решения заседания городской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений на территории города Оренбурга от 26.09.2024 года № 3, направляем профилактические листовки и видеоролики.
В целях охвата наибольшей аудитории населения по предупреждению хищений денежных средств, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, просим оказать содействие в размещении медиаматериалов на Интернет-ресурсах образовательных организаций.
Ссылка для скачивания медиаматериалов: https://disk.yandex.ru/d/LN-rNXXf_p3ARg
На территории Оренбургской области участились случаи хищения денежных средств со счетов граждан.
УМВД России по Оренбургской области предупреждает,
будьте бдительны, не дайте себя обмануть!
- Хищение под предлогом предотвращения несанкционированного списания денежных средств, несанкционированного оформления кредита, блокировки банковской карты, сохранения денежных средств на резервном счёте.
Преступники представляются сотрудниками Центробанка, ФСБ, МВД и вводят жертву в заблуждение, сообщая о подозрительных операциях со счетами либо о попытках оформления кредитов. Злоумышленники могут прислать выписки из банка, удостоверения и другие документы с печатями. В итоге предлагают обналичить со своих счетов имеющиеся сбережения либо в отделении банка подать новую заявку на кредит (для отмены предыдущей), и впоследствии просят перевести денежные средства на «безопасный» счет.
- Хищение посредством телефонного звонка под видом покупателя либо продавца по размещённому объявлению на торговых площадках сайтов «Авито», «Юла» и т.п.
Преступник вводит жертву в заблуждение поясняя, что в связи с нахождением за пределами Оренбургской области лично передать деньги не может и предлагает осуществить сделку дистанционно. Для этого, как правило, лица переходят для общения в мессенджеры, чаще «WhatsApp», договариваются о получении (отправке) товара с помощью служб доставки (Avito – доставка, CDEK, Boxberry и т.п.), преступники скидывают интернет – ссылку на фишинговые (поддельные) сайты, где жертва вносит реквизиты банковской карты.
- Хищение посредством телефонного звонка под предлогом выдачи кредитов (займов).
В данной ситуации, до совершения преступления, потерпевший самостоятельно находит предложения в интернет среде о предоставлении кредита, перейдя на фишинговый сайт, оставляет свои контакты. Злоумышленник, под видом работника кредитного учреждения, связывается с жертвой, выманивает реквизиты карты под предлогом оплаты комиссии и распоряжается деньгами через подконтрольные банковские счета.
- Хищение с использованием «фишинговых сайтов» в сети Интернет.
Как правило это «двойники» сайтов продаж авиабилетов, сайтов интернет - магазинов бытовой техники, электрооборудования и электроинструментов. Различаться такие сайты от настоящих могут в одну букву или цифру. Доменные имена таких сайтов обычно зарегистрированы за пределами РФ.
- Хищение с использованием сети Интернет в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм»), в том числе путём взлома страниц.
В этой ситуации прослеживается закономерность: в «Одноклассниках» жертвами становятся лица пожилого возраста, предлогом является мнимая выплата всякого рода компенсаций (НДС, доплаты к пенсии и т.п.). Во «Вконтакте» злоумышленником взламывается страница связей потерпевшего и от их имени путём переписки запрашиваются деньги в долг, с указанием реквизитов банковской карты. В социальной сети «Инстаграм» распространены так называемые интернет – страницы продаж вещей, где под видом сделки преступники завладевают реквизитами банковских карт либо вынуждают внести предоплату за товар и не исполняют своих обязательств.
- Хищение посредством телефонного звонка, под предлогом освобождения родственника от уголовной ответственности.
7. Схема «руководитель». Жертвам мошенников поступают звонки и сообщения в мессенджерах от лица действующих или бывших руководителей. Далее с потерпевшими связываются сотрудники различных государственных структур и сообщают о попытках хищения денежных средств либо о необходимости оформления кредитов, с целью дальнейшего их перевода на «безопасный» счет.
Весь спектакль с привлечением руководителя нужен злоумышленникам, чтобы вызвать доверие к озвученной информации. Аферисты заранее готовятся к обману и используют утечки баз данных и другие сведения, находящиеся в открытом доступе, с целью реализации персонализированного сценария атаки, вызывая минимум подозрений у жертвы.
8. «Истекает срок действия сим-карты». Жертве мошенников поступает телефонный звонок от имени сотрудника оператора связи, который сообщает об окончании срока действия абонентского договора, и что для его продления необходимо продиктовать код из смс-сообщения,
С помощью кода преступники получают доступ к номеру жертвы, а следовательно, к личному кабинету банковских приложений, Госуслуг и других сервисов. Помните, что договор с оператором связи бессрочный!
9.Хищение денежных средств под предлогом дополнительного заработка в различных маркетплейсах («Озон», «Вайлдберриз», «СберМегаМаркет» и т.д.). В сети Интернет потерпевшим предлагают заработок в сфере торговли товара и оказания услуг.
10.Хищение денежных средств под предлогом инвестирования. Часто для обмана мошенники создают сайты, которые сложно отличить от настоящих сайтов брокерских компаний. Прежде всего в таких предложениях должна насторожить высокая доходность.
Первый шаг этой схемы – заставить человека зарегистрироваться на сайт. Второй – пополнить виртуальный счет, то есть перевести деньги. Иногда, чтобы вызвать доверие, жертве действительно поступает на карту небольшая сумма – якобы дивиденды с акций. Если человек пытается вывести вложения или откажется инвестировать больше, мошенники стараются давить сильнее: рисуют перспективы обогащения, предлагают взять кредит и продать имущество ради быстрого заработка.